ЛЁГКИЙ диалог: проектируем навык для голосового помощника Яндекс.Алиса

IT-гиганты готовы общаться с нами голосами Алисы, Google Assistant и других подобных помощников, лишь бы продать собственные сервисы. Но кто научит технологичных ассистентов разговаривать на нашем языке

ЛЁГКИЙ диалог: проектируем навык для голосового помощника Яндекс.Алиса

8 Октября, 2019 Автор: Иван Голубев

IT-гиганты готовы общаться с нами голосами Алисы, Google Assistant и других подобных помощников, лишь бы продать собственные сервисы. Но кто научит технологичных ассистентов разговаривать на языке пользователя? Каким должен быть удобный диалог, и как его оценить? Обобщая опыт, полученный при создании навыков одного из ассистентов, делюсь мнемонической аббревиатурой, которая поможет разработчикам проверить качество проектируемого голосового интерфейса.

Актуальность

Используя голос, можно просто и быстро передать большое количество информации. Хотя голосовой интерфейс имеет свои недостатки, эволюция доказала его эффективность для общения людей, а современные речевые технологии сделали его доступным и для машин. Теперь дело за разработчиками диалогов (они же навыки, скилы и экшены), которые учат сервисы общаться и, таким образом, делают голосовых помощников полезными. При этом потребность в инструкциях для создания чат-ботов с голосовым интерфейсом удовлетворяется лишь частично, в основном документами от Amazon, Apple, Google, Microsoft и Яндекс, а также специальной литературой ( [1], [2], [3]). В связи с этим представляется актуальным создание инструментов, позволяющих быстро и просто проверить разрабатываемое решение на соответствие базовым принципам проектирования диалога.

Чек-лист диалога голосового помощника

Итак, обещанная мнемоническая аббревиатура: хороший диалог = ЛЁГКИЙ диалог.

Легкий диалог Проектируем навык

Личностный

Голосовой помощник, как правило, имеет отличительные особенности — определённый образ, характер. Например, помощник компании “Яндекс” — это умная, начитанная, спокойная Алиса, которая держит дистанцию и не допускает панибратства. Пользователи ожидают от неё соответствующего поведения, и соблюдение целостности характера способствует повышению доверия к ассистенту. Этот принцип ограничивает возможности автоматизации генерации ответов, а также использование данных внешних источников без дополнительных проверок, но он важен для пользовательского восприятия.

Естественный

Язык помощника должен быть естественным: избегайте повторов и канцелярских формулировок, по возможности используйте неявные подтверждения, используйте техники активного слушания. Не забудьте корректно обрабатывать приветствие, прощание, благодарность, запрос помощи и т.п.

Гибкий

Используйте средства NLU, чтобы понимать всевозможные формулировки запросов, а также вероятные ошибки распознавания речи. Предусматривайте для пользователя возможность изменить ход диалога в любой момент (например, отказаться от заказа или предоставить нужную информацию в удобном для него порядке). Также имейте в виду, что пользователь может вкладывать в один запрос больше информации, чем вы просите. Например, в диалоге подтверждения “Хотите пиццу ‘Маргарита’ за 200 рублей?” Будьте готовы к ответу “Да, 2 штуки, пожалуйста.”

Контекстный

Априорный контекст может включать информацию о времени, локации, устройстве пользователя, апостериорный — предыдущие запросы/ответы, имя, авторизационные данные, настроение пользователя и самого ассистента и т.п. Приветствуйте пользователя с учётом времени суток, называйте по имени, не запрашивайте то, что уже знаете, не инструктируйте опытного пользователя как новичка, будьте готовы к эллипсису.

Инициативный

Избегайте ситуации, когда пользователь не знает, что делать дальше. Отслеживайте “затыки” в диалоге и предлагайте выход из них. Направляйте диалог с помощью вопросов или подсказок, формируя ожидания собеседника. В Алисе для этого хорошо использовать кнопки (они же саджесты).

И краткий

Краткие формулировки снизят когнитивную нагрузку, сэкономят время и будут звучать более естественно. Сокращайте тексты за счёт предоставления только важной и актуальной информации, а также за счёт опускания уже известных пользователю фактов и инструкций. Если у ассистента есть экран, часть информации для краткости можно не озвучивать.

Заключение

На практике проектирование диалога ограничено как уровнем развития речевых технологий, так и особенностями реализации конкретного голосового помощника, а также интерфейсами используемых сервисов. Но следование указанным принципам может помочь разработчикам сделать разговор с их чат-ботом более лёгким.

Источник:

medium.com

Рекомендую к прочтению следующие статьи

Алиса научилась искать потерянный телефон

Алиса научилась искать потерянный телефон

Алиса научилась искать телефон, если вы его потеряли дома или в офисе

Читать статью

Навыки Алисы теперь можно размещать в Яндекс.Облаке бесплатно и просто

Навыки Алисы теперь можно размещать в Яндекс.Облаке бесплатно и просто

Отличные новости для разработчиков голосовых приложений Алисы! Теперь любой разработчик или компания могут размещать свои голосовые навыки Алисы совершенно бесплатно в Яндекс.Облаке.

Читать статью

Как приступить к разработке навыков

Как приступить к разработке навыков

Выберите свой способ: соберите навык на конструкторе без программирования, используйте готовые шаблоны, напишите навык с нуля или закажите навык у профессионалов.

Читать статью

Алиса научилась первому иностранному языку

Алиса научилась первому иностранному языку

Алиса научилась первому иностранному языку. Им стал Турецкий язык. Что Дальше?

Читать статью

Платформа умного дома Яндекса

Платформа умного дома Яндекса

Умный дом Яндекса позволяет управлять домашней техникой с помощью голосовых команд — через Алису.

Читать статью

Комментарии

Оставить комментарий

Как со мной связаться?

Свяжитесь со мной по любому вопросу!
Я с радостью отвечу на все вопросы!

Телефон:

+7(909) 281 35-20

Дополнительная почта:

info@maxim-m.ru

Я в социальных сетях:

Вверх 👆