Боткэмп-3. Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы | Доклад Максима Мочалова

Боткэмп-3. Доклад на тему советы и лайфхаки при разработке навыков для Алисы. С чего начать, и на что стоит обратить внимание. Доклад от Максима Мочалова. Расскажем, с чего начать разработку навыка, на что важно обратить внимание и чем хорошие навыки отличаются от плохих.

Боткэмп-3. Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы

22 Ноября, 2019 Автор: Максим М

В статье предствлен доклад с Боткэмп-3, проходившего 19 октября 2019 года. Автор доклада: Максим Мочалов. Тема доклада: "Советы и лайфхаки при создании навыков для Алисы"

Всем привет. Меня зовут Максим, я работаю в ГК Аргель и пишу на следующих языках:

  • c++
  • js
  • python
  • php

Компания, в которой я работаю, никак не связана со сферой IT поэтому в свободное от работы время я разрабатываю навыки для Алисы. К слову, мои навыки побеждали в премии Яндекс Алиса.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом в разработке навыков, а также дать лайфхаки и рекомендации.

Как создавать навыки для Алисы?

Боткэмп Алиса на многое способна

Ни для кого не секрет, что голосовые интерфейсы пользуются большим спросом, они существенно упрощают нашу жизнь. Голосовые интерфейсы – это новая ветка в развитии технологий, это своего рода мини технологическая революция, и мы как разработчики участвуем в создании чего-то нового и полезного для этого мира.

Алиса крайне полезна и многое умеет, но... она не всесильна, например, если сейчас я спрошу «Алиса что мне надоеть?» 🤔

Боткэмп В чем пойти на улицу?
Я не получил должного ответа, и поэтому я решил создать навык «Что мне надеть». Думаю, что не стоит говорить о том, что он делает.

Сейчас плавно переходим к разработке диалогов. Как вы думаете, что самое сложное в создании навыков для Алисы?

Думаю, что мало кто скажет, что навык сложно запрограммировать, так как куда сложнее придумать какой навык создать, а также подобрать контент для него.

А что делать, если вы хотите создать навык, но не знаете какой?

Тут я вижу 3 варианта:

  1. Боткэмп Чего же не хватает?
    Как я уже показал. Это посмотреть на то, чего вам не хватает в Алисе. Вот не знал я в чем мне пойти сегодня на улицу, поэтому я разработал навык, подсказывающий в чем можно сегодня пойти. Или не знал какой фильм можно посмотреть сегодня вечером, для решения этой проблемы я создал навык "Помощник киномана" И это крайне удобно если честно. Поэтому 1 совет – создайте то, что вам хотелось бы увидеть в Алисе или то, что вам необходимо.
  2. Боткэмп Знаю какой навык сделать
    Ещё один способ — это когда у вас уже есть идея, и думаю, что здесь можно все оставить без комментариев.
  3. Боткэмп дети всегда помогут
    И, наверное, самый нестандартный способ. Это спросить других людей. Не буду скрывать, что мне на почту часто пишут дети, с просьбой создать навык. Так на свет появились навыки: Счастливый фермер, где мой телефон, отчасти мой тамагочи и множество других хороший навыков.

Если у вас есть свои дети, младший брат или сестра, спросите у них, что они хотели бы увидеть в Алисе, каких игр им не хватает? Думаю, что вы получите много классных и хороших идей.

А также рекомендую прислушиваться ко всему и мыслить нестандартно, так, например, моя младшая сестра как-то хотела поиграть в мафию, но не нашла карт, а потом и людей уже не было 😄 И тогда у меня сразу появилась идея о том, почему бы не добавить навык Мафию в Алису. Так и появился на свет навык Весёлая мафия. Всё довольно просто, не так ли?

Контент и содержание навыка

Помимо идеи, важен и контент будущего навыка! Поэтому сейчас перейдём к нему.

Контент является неотъемлемой частью любого приложения, и чем качественнее контент, тем лучше приложение.

Да я могу согласиться с тем, что в некоторых навыках контент может быть не так важен, но он как минимум должен быть разнообразен. А именно чтобы ваш навык отвечал разными репликами. Ведь согласитесь, получать разнообразые ответы куда лучше и приятнее, чем один и монотонный 😪

Боткэмп Больше разнообразия!

Так же никто не отменял различные эксперименты, всегда можно дополнить ответ различными украшениями:

Боткэмп как можно отображать данные пользователю
  • Картинками
  • Списками
  • Использованием звуков, или звуковых эффектов

Поэтому, я рекомендую внимательно отнестись к содержимому, не важно какой у вас навык, постарайтесь сделать его максимально понятным и простым для пользователя, не стоит использовать слишком сложные механизмы. Помните, самая главная задача навыков – это делать жизнь проще. Пользователь не любит однообразность, поэтому используйте различные вариации реплик.

Для примера предположим, что вы показываете пользователю какой-то список задач.

Какие есть варианты для отображения?

Можно не заморачиваться и просто вывести всё текстом, но тут могут быть серьезные недостатки.

Боткэмп Что за ужас

Если элементов много, то пользователь просто на просто устанет все слушать, да и к тому же часть данных благополучно забудет.

И визуально этот вариант выглядит не очень приятно.

А можно вывести список в виде карточки. Согласитесь, ведь так действительно стало на много лучше.

Боткэмп Так то лучше

Разработка навыка

Боткэмп как выглядит xmind
Для визуализации того, что вы собираетесь делать, можно использовать специальные программы. В основном я использую листок бумаги и карандаш, но порой использую программу xMind. Такая визуализация позволяет понять, что именно будет происходить в навыке, а также не даст запутаться в его логике. Ну а если использовать конструктор навыков aimylogic, то все становится совсем просто.

Боткэмп Эмилоджик в деталях

Что касается разработки, здесь есть 2 варианта:

  1. Использовать конструкторы навыков
  2. Программировать навыки самостоятельно

Я программирую навыки самостоятельно, потому что мне так проще и удобнее. Но ничто не мешает использовать различные конструкторы.

И если вы решите самостоятельно программировать свои навыки, то рекомендую подготовить некоторые стандартные блоки, которые смогут пригодится, и существенно упростить процесс разработки.

Рекомендовать следующие блоки:

  • Навигация, она необходима для того, чтобы пользователь смог перемещаться между карточками. Какой код выглядит проще?
    Боткэмп Вот так уже лучше
  • Отображение коллекции.
    Боткэмп Так то лучше
  • Авторизация
  • И другие, которые будут часто использоваться

Эти блоки позволяют существенно ускорить процесс разработки и заниматься именно логикой навыка, не думая о том, что нужно настроить навигацию или что-то ещё.

Что касается языков, то тут дело вкуса. Я свои навыки пишу на php.

Иконка навыка

И наконец иконка для навыка. Иконка, является лицом вашего навыка, значимость иконки можно приравнять в аватарке в социальной сети. Поэтому рекомендую грамотно отнестись к ее созданию.

А также хочу порекомендовать свой сервис, по созданию иконки навыка.

При создании иконки, постарайтесь максимально подробно рассказать, о чём навык. Также необходимо понимать, что чем красивее и опрятнее иконка, тем сильнее хочется нажать на неё.

А теперь перейдем к лайфхакам по созданию иконки.

  1. Использовать круглую или квадратную иконку с обводкой, так как это сделает ее максимально опрятной и привлекательной.
  2. Постараться сделать иконку максимально понятной, а именно чтобы пользователь посмотрел на иконку, и сразу понял, о чем ваш навык.
  3. Не используйте слишком много элементов или мелкого текста в иконке. Мелкий текст пользователь не сможет прочесть, да и просто проигнорирует.

Монетизация навыков

Наверняка многие из задумывались о монетизации навыков.

Я соглашусь с тем, что любой труд разработчика должен быть вознагражден, и на данный момент в Алисе нет никакой возможности для монетизации. И на то есть свои причины. Согласитесь, не каждый хотел бы запускать навык и видеть в нем рекламу. Я бы просто перестал запускать такие навыки и все, так как мне рекламы в интернете и так хватает. Но какую-то рекламу или возможность выручки все таки можно получить.

Например:

  1. Можно в определенный момент сценария выводить кнопку или сайджест “поблагодарить разработчика” и в качестве приема платежей использовать сервис от Яндекса - Я.Соберу.
  2. Еще одним вариантом является поиск партнеров.

Проще говоря вы ищите компании, которые как-то связаны с содержимым вашего навыка, и предлагаете им сотрудничество.

Приведу тот же самый пример с навыком погода. Кому можно написать по поводу сотрудничества? Правильно различным магазинам одежды. Но порой вас могут просто проигнорировать, либо отказать, что бывает крайне часто.

Поэтому, я использую такую площадку как admitad, которая позволяет добавить ссылки на магазины партнеров в навык.

Это лишь несколько примеров которые я смог придумать, и в некоторые моменты подход с поиском партнеров бывает полезен. Так как может расширить функционал навыка и помочь пользователю сделать правильный выбор.

Но не стоит быть слишком навязчивым и пихать рекламу пользователю постоянно. Реклама как минимум должна быть связана с вашим навыком. Если у вас навык с играми в кругу друзей, можно порекомендовать рекламу различных групповых игр, но никак не магазина одежды или чего-то другого, что никак не связано с играми в компании.

И если вы все-таки решите добавить подобную рекламу, то, пожалуйста отнеситесь грамотно к партнерам, а также не делайте рекламу слишком навязчивой. Реклама должна стать дополнением навыка, и не должна давать пользователю мысли о том, что вы пытаетесь ему что-то впарить.

Примеры хороших и плохих навыков

Боткэмп Создавайте хорошие навыки

А теперь давайте рассмотрим примеры хороших и плохих навыков, а также попробуем вместе с вами понять, что в навыке сделано хорошо, что плохо, а также постараемся придумать как можно улучшить навык. Примеры хороших навыков:

На самом деле, хороших навык много. Все эти навыки хорошо спроектированы и интуитивно понятны. Пользоваться ими просто и приятно.

Примеры плохих навыков:

В основном плохие навыки представляют из себя затычку. Проще говоря любое действие в навыке перевод пользователя на сайт. Часть навыков не понятные, при запуске пользователь не понимает что делать дальше, и при этом, навык никак ему не помогает. Делайте полезные навыки, делайте их так, чтобы ими было приятно и просто пользоваться.

Заключение

Думаю, что на этом я могу закончить.

Создавайте качественный и классные навыки, я знаю, что каждый из вас может создать что-то невероятное. Помните все мы занимаемся чем-то важным, а именно мы делаем этот мир проще и лучше.

Если у вас есть какие-то вопросы, то задавайте их в комментариях, и я с радостью на них отвечу.

Всем спасибо за внимание!

Боткэмп жду вопросов

Рекомендую к прочтению следующие статьи:

В Яндекс.Диалогах появятся донаты для разработчиков навыков Алисы

В Яндекс.Диалогах появятся донаты для разработчиков навыков Алисы

Компания Яндекс начала открытое тестирование монетизации голосовых приложений Алисы через донаты.

Читать статью

Алиса комментирует музыку, которую вы слушаете

Алиса комментирует музыку, которую вы слушаете

В «Яндекс.Музыке» появился умный плейлист от «Алисы». Теперь Алиса даст свои ироничные и веселы комментарии к вашим любимым песням.

Читать статью

У разработчиков появилась возможность создания синтезатора в навыках Алисы

У разработчиков появилась возможность создания синтезатора в навыках Алисы

У разработчиков появилась возможность создания синтезатора в навыках Алисы. Это позволит проигрывать в режиме синтезатора загруженные звуки.

Читать статью

Мониторинг — новый раздел консоли разработчика для эффективной поддержки навыков умного дома

Мониторинг — новый раздел консоли разработчика для эффективной поддержки навыков умного дома

У разработчиков появилась возможность мониторинга навыков для умного дома. В консоли разработчиков, добавлен новый раздел Мониторинг.

Читать статью

Виды кнопок в Яндекс.Алиса

Виды кнопок в Яндекс.Алиса

Разбираем различные виды кнопок, которые доступны для разработчиков навыков для Алисы. Все виды кнопок с подробным описанием и примерами в json.

Читать статью

Комментарии

Оставить комментарий

Как со мной связаться?

Свяжитесь со мной по любому поводу!
Я с радостью отвечу на все вопросы!

Телефон:

+7(909) 281 35-20

Дополнительная почта:

info@maxim-m.ru

Я в социальных сетях:

ВверхВверх 👆